Булат Шалвович Окуджава

(1924-1997)

 

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937 года, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 году работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 годах учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 году переехал в Москву, работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", заведовал отделом поэзии в "Литературной газете". Вступив в Союз писателей в 1962 году, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню - "Неистов и упрям..." - Окуджава сочинил еще студентом, в 1946 году, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни ("Полночный троллейбус", "Ванька Морозов", "Король", "До свидания, мальчики", "Песенка про Черного кота" и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название "авторская песня". Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже "литературоцентричным") самосознанием, ориентировался в своем творчестве - как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 века.

Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть "Будь здоров, школяр!" - было опубликовано в 1961 году в альманахе "Тарусские страницы". Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за "пацифизм", отсутствие "героического" пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, Солженицына) создали ему репутацию "неблагонадежного" писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы "перестройки" популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман "Упраздненный театр". В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Булата Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры - матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым "отечеством" и даже "религией". Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы ("дежурный по апрелю", "надежды маленький оркестрик", "возьмемся за руки, друзья" и т.п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы "Глоток свободы" ("Бедный Авросимов"; 1965-1968), "Мерси, или Похождения Шипова", "Старинный водевиль" (1969-1970), "Путешествие дилетантов" (1971-1977), "Свидание с Бонапартом" (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы "больших" и "маленьких" людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике "Упраздненный театр" (1990-1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов "комиссаров в пыльных шлемах". Повести и рассказы Окуджавы "Отдельные неудачи среди сплошных удач" (1978), "Похождения секретного баптиста" (1984), "Искусство кройки и житья" (1985), "Девушка моей мечты" (1985), "Около Риволи, или Капризы фортуны" (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же "Автобиографические анекдоты", опубликованные в "Новом мире" (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Окуджава написал сценарии кинофильмов "Женя, Женечка и "катюша" (1967) в соавторстве с В. Мотылем и "Верность" (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.

Булат Окуджава умер в Париже 12 мая 1997 года.

Энциклопедия "Кругосвет".