Илья Григорьевич Эренбург

(1891–1967)

 

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967)

Советский писатель, поэт, публицист. Родился 14 января 1891 в Киеве в зажиточной еврейской семье. В 1895 семья переезжает в Москву. В семье не было потребности в религиозном еврейском воспитани. Учился в московской гимназии, где познакомился с Николаем Бухариным, который вовлек его в революционную деятельность.

В 1905 во время первой русской революции впервые погружается в атмосферу классового противостояния. Вместе с Бухариным распространяет листовки, выполняет поручения большевистского подполья. В 1908 арестован как «районный агитатор» и после пяти месяцев тюрьмы выпущен под залог. Желая избавиться от наблюдения полиции, уезжает в Париж.

По рекомендации Льва Каменева переезжает в Вену, работает в газете «Правда», общается с Л.Троцким. Профессиональные революционеры удивили его своей нетерпимостью и замкнутостью на вопросах революционной тактики. Разочаровывается в партийной работе и отходит от большевиков. Круг его интересов – стихотворные опыты, чтение, увлечение католицизмом.

С 1910 по 1916 выходят поэтические сборники Стихи, Я живу, Вздохи из чужбины. Занимается переводами французской поэзии, в 1914 издает антологию, включившую подборку из 29 поэтов, среди которых Поль Верлен, Артюр Рембо, Гийом Аполлинер.

За чтением и сочинением стихов целыми днями просиживает в кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Там собирается интернациональный круг друзей – художники Пикассо, Ривера, Модильяни, Шагал, литераторы Аполлинер, Максимилиан Волошин. Много путешествует. В Ницце в 1911 у него родилась единственная дочь Ирина.

Когда началась Первая мировая война, Эренбург пытался записаться во французскую армию добровольцем, но был забракован по здоровью. Начинает писать о событиях на Западном фронте для московской газеты «Утро России» (1915), в 1916 становится постоянным корреспондентом петроградской газеты «Биржевые новости».

В июле 1917 возвращается в Москву. В начале 1918 выходит его поэтический сборник Молитва о России, где нарастающий хаос в стране принял образ умирающей матери, над которой глумятся большевики. В Москве подружился с Б.Пастернаком и В.Маяковским. Печатает статьи в эсеровских газетах. После начала «красного террора» в 1918 уезжает в Киев.

В 1919 ведал устройством быта беспризорников. Спасаясь от голода, Эренбурги едут в Крым к Волошину. Жизнь в Коктебеле была голодной, неустроенной. Из Крыма в сентябре 1920 через Тбилиси возвращаются в Москву, где вскоре Эренбург был арестован по подозрению, что он является агентом Врангеля. Благодаря вмешательству Бухарина после четырех дней заключения выходит на свободу. Какое-то время работает сотрудником театрального отдела Наркомпроса под руководством Вс.Мейерхольда.

Благодаря помощи Бухарина он выезжает за границу с советским паспортом. Русские эмигранты отнеслись к Эренбургу подозрительно и враждебно. Через несколько недель французские власти, подозревая, что он займется в стране большевистской пропагандой, высылают его в Бельгию.

За 28 дней Эренбург написал роман Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников. События романа разворачиваются перед Первой мировой войной. Мексиканец Хулио Хуренито, претендующий на роль учителя жизни, собрав учеников разных национальностей, отправляется путешествовать по Европе, Африке и Советской России. Цель – подорвать священные мифы Европы, ее самодовольные представления о религии и политике. Этот любимый роман Эренбурга, с которым он сам хотел бы войти в историю, был опубликован в Берлине в начале 1922. В России вышел в 1923.

Переехав в Берлин, Эренбург примыкает к русской эмиграции. Сотрудничает с критико-библиографическим журналом «Русская книга», пишет о М.Цветаевой, Мандельштаме, Пастернаке, Есенине, защищает Маяковского. В статье Над схваткой выражает желание находиться между эмигрантской и советской половинами русского литературного мира.

Весной 1922 вместе с художником Эль Лисицким предпринимает попытку выпустить журнал «Вещь», пропагандирующий новое экспериментальное искусство, интернациональное и ориентирующееся на науку и индустрию. В Берлине он написал сборник новелл Тринадцать трубок (1922) и несколько романов: Жизнь и гибель Николая Курбова (1923) – о том, как преданный чекист, неутомимо боровшийся с врагами революции, покончил с собой после поворота страны к нэпу. Роман Трест Д.Е. (1923) повторял мотивы Хулио Хуренито – главный герой хочет уничтожить Европу, объясняя свое желание любовью к ней. Роман Любовь Жанны Ней (1924), единственный экранизированный роман Эренбурга, повествовал о любви наивной француженки к русскому коммунисту, убившему ее отца по политическим мотивам.

В Париже заканчивает три новых романа: Рвач (1925), В Проточном переулке (1926) и Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца (1928). Все они – о жизни в условиях нэпа, когда революционные лозунги были свернуты. Герой романа Рвач, не имея собственных убеждений, плывет по течению. В период нэпа оказавшись в Москве, он сотрудничает с валютчиками и оказывается в тюрьме, где кончает с собой, не выдержав тюремного режима. Роман В Проточном переулке – о жестокости измученного, надломленного населения к беспризорным детям.

Роман Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца представляет собой собрание анекдотов и историй из жизни персонажа еврейского фольклора – портняжки из Гомеля, которого эксплуатируют все, кому ни лень. По сути это повествование о еврее, который, отказавшись от традиционного образа жизни, пытается найти свое место. В СССР публикация романа, вышедшего в Европе в 1928, была запрещена (он был опубликован в 1989). Советские критики полагали, что жалкая фигура главного героя может способствовать развитию антисемитизма. Член Политбюро Лазарь Каганович, наоборот, считал, что от романа, как от любого произведения, описывающего страдания евреев, веет «еврейским национализмом».

После прихода Сталина в 1929 к власти в своем решении встать на сторону Советов Эренбург руководствовался политическими соображениями. Зная ситуацию в Европе, он понимал, что поднимающему голову фашизму реально может противостоять только СССР.

С 1928 по 1932 создает цикл публицистических книг о капиталистической экономике, производящей «изобилие и кризисы, оружие и сны, золото и одурь», и алчности ее хозяев-миллионеров.

В 1932 становится парижским корреспондентом «Известий». Статус советского журналиста делает его из частного лица официальным представителем писателей, ставших на сторону Советской власти.

В Париже Эренбург работает над романом День второй (1933), написанным по впечатлениям от своих поездок по стране в 1932. В начале 1930-х были написаны еще два небольших романа: Москва слезам не верит (1932) – о проблемах русского художника, получившего возможность учиться в Париже, и Не переводя дыхание (1935) – о трудностях развития современной лесной промышленности на советском Севере, написанный по впечатлениям поездки в Архангельск. В 1936 выходит роман Книга для взрослых, где автобиографические эпизоды чередуются с вымышленными, куда включено немало парижских воспоминаний о друзьях богемной молодости. Роман стал своего рода «черновиком» для будущих мемуаров.

Он пишет для «Литературной газеты» (1933) статьи об Унамуно, Мориаке, Жиде, Мальро, французских сюрреалистах. К 1934 в СССР создается Союз писателей, и Эренбург участвовал в привлечении на 1-й Всесоюзный съезд писателей коллег из Европы. Он был избран в президиум правления союза писателей СССР.

Обстановка в мире была неспокойной – фашизм все больше поднимал голову, и Эренбург направляет Сталину письмо, в котором предлагал создать антифашистскую организацию писателей, могущую стать центром общественной антинацистской коалиции.

Несмотря на усилия европейских антифашистов, реальное столкновение с нацизмом не заставило себя долго ждать – в июле1936 началась гражданская война в Испании. Эренбург, не дождавшись официального назначения из Москвы, направляется в Каталонию. Не ограничиваясь своими функциями корреспондента, занимается политической деятельностью, используя свои связи для укрепления левых сил. В интербригадах Эренбург знакомится с личным эмиссаром Сталина М.Кольцовым, главой советской дипломатической миссии Марселем Розенбергом. Судьба сводит его с Эрнестом Хемингуэем, который впоследствии в романе По ком звонит колокол вывел Эренбурга в образе незначительного советского корреспондента при представителе Кремля (Кольцове).

В 1938 после окончания испанской войны Эренбург на короткое время приезжает в Москву. Он просил Сталина о своем возвращении в Париж и такое разрешение получает. В 1940, вернувшись в Москву, работает над романом Падение Парижа.

С началом Великой Отечественной войны становится постоянным корреспондентом газеты «Красная звезда». Эренбург чувствовал, что советские люди не понимают, с каким противником имеют дело. «У наших бойцов не только не было ненависти к врагу, в них жило некоторое уважение к немцам, связанное с преклонением перед внешней культурой». Бойцы считали, что «солдат противника пригнали к нам капиталисты и помещики…что если рассказать немецким крестьянам и рабочим правду, то они побросают оружие». Эренбург поставил себе задачу развеять эти мифы, научить ненавидеть врага. В газете печатались его пламенные статьи – обращения к солдатам, написанные в духе французского революционного памфлета.

24 августа 1941 группа признанных советских деятелей, евреев по национальности, (Михоэлс, Маршак, Маркиш, Эренбург и др.) обратилась по радио к «братьям евреям» во всем мире с призывом сплотиться против фашистской угрозы. Осенью 1941 при участии Л.Берия была одобрена идея о создании Еврейского Антигитлеровского Комитета, который должен был информировать международную общественность о злодеяниях против евреев и способствовать открытию Второго фронта. Но по указанию Сталина в 1942 был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) при Совинформбюро. Во главе ЕАК стояли Соломон Михоэлс, Перец Маркиш, Давид Бергельсон и Илья Эренбург. В задачи комитета входили: помощь фронту, сбор средств и воззвания к евреям других стран. В то же время некоторые члены комитета хотели расширить его функции: помочь переселению еврейских беженцев, восстановить еврейские колхозы, создать еврейскую республику в Крыму и возродить национальную культурную жизнь еврейства.

Эренбурга еврейский вопрос волновал. Используя связь с ЕАК, он стремился собрать документы, свидетельствующие о перенесенных евреями страданиях, и вкладе, внесенном евреями в борьбу с гитлеровцами. Эренбург создал писательский комитет, который стал работать над Черной книгой, сводом документов о катастрофе советского еврейства во время немецко-фашистской оккупации (была опубликована три десятилетия спустя в Иерусалиме).

За роман Падение Парижа (1941), в котором описывались события, очевидцем которых был он сам, в 1942 Эренбург получает Сталинскую премию. В 1944 ему был вручен орден Ленина, а французское правительство возвело Эренбурга в кавалеры ордена Почетного легиона.

В «Правде» (14 апреля 1945) появилась статья Г.Ф.Александрова, критиковавшая Эренбурга за упрощенные политические оценки, т.к. «Красная армия не ставила и не ставит своей целью истребить немецкий народ». После окончания войны Эренбург присутствует на Нюрнбергском процессе. В 1946 совершает поездку в США, страну, которая, как он считал, «меньше всего пострадав, больше всего выиграла от войны». Эренбург вернулся из США с двойственным чувством. С одной стороны, он убедился, насколько американская экономика преуспела во время войны, с другой, он видел демократическую республику, не способную покончить с расовой несправедливостью. В 1949 была подготовлена рукопись о Соединенных Штатах Ночи Америки (так и не опубликованная по политическим соображениям), по резкости суждений превосходившая все, что он писал об Америке ранее. По его мнению, поскольку в США мало кто непосредственно испытал на себе, что такое война, там легко и естественно процветает военная истерия, а атомная бомба усиленно рекламируется.

В 1949 в «Правде» по поводу 70-летия Сталина была напечатана его статья о великом кормчем – Сталине, ведущем судно человечества через бурные воды.

Как посланец советской страны, Эренбург вошел в привычную роль выразителя советских интересов среди западной интеллигенции. В 1953 он получил Сталинскую премию мира за активную миротворческую деятельность.

В послевоенный период Эренбург издал романы Буря (1946–1947) – о войне и тех неимоверных усилиях, с которыми Красная армия одержала победу, Девятый вал (1951–1952) – о движении за мир и интригах, мешающих этому делу. За роман Буря Эренбург в 1948 получает Сталинскую премию.

В 1954 выходит повесть Эренбурга Оттепель, давшая название периоду в общественно-политическом развитии страны.

Свои мемуары Люди, годы, жизнь об интересных, значительных людях, встреченных им в жизни, Эренбург начал писать в 1958. Приступая к этой работе, он говорил: «Я сажусь за книгу, писать которую буду до конца своих дней». К апрелю 1960 он передал рукопись Книги первой мемуаров в «Новый мир» А.Твардовскому. Предметом разногласий с редактором стали две темы: рассказ о Бухарине и упоминания об антисемитизме. На страницах мемуаров появились творческие портреты М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Таирова, Р.Фалька, Михоэлса, Вс.Мейерхольда. Он писал о А.Модильяни, Г.Аполлинере, П.Пикассо, Максе Жакобе, Робере Десносе, Юлиусе Паскине, Х.Ривере и М.Шагале.

Многие встретили мемуары восторженно, но была и критика за «неоправданную идеализацию второстепенных художественных явлений». Хотя главы из Люди, годы, жизнь продолжали появляться в печати, последние части Книги седьмой из-за редакторской правки Эренбург снял из официальных журналов и передал в самиздатовский журнал Роя Медведева «Политический дневник».

Илья Эренбург умер в Москве 31 августа 1967 после продолжительной болезни.

 

Энциклопедия Кругосвет