Лев Иванович Ошанин

(1912–1997)

 

Русский советский поэт. Родился 17 (30) мая 1912 в Рыбинске Ярославской губернии, с 10 лет жил в Москве. С 16 лет начал трудиться – был чернорабочим, экскурсоводом, токарем на заводе. По командировке журнала «Огонек» три с половиной года проработал в Хибиногорске на апатитовой фабрике, затем был директором клуба горняков, разъездным корреспондентом городской газеты. В 1932–1935 – корреспондент газеты «Кировский рабочий» в г. Кирове (Вятка).

Первая публикация – повесть Этажи (1930), посвященная жизни школьников, печатал в периодике (журналы «Огонек», «Молодая гвардия» и др.) стихи. В 1936 поступил в Литературный институт им. М.Горького (не окончил по состоянию здоровья), с 1954 там же преподавал на кафедре литературного мастерства (с 1973 профессор). В 1937 издал книгу Песнь о Куэльпоре. В конце 1930-х годов обратился к песне («В музыке я жил с детства. Мать моя преподавала в музыкальной школе, два брата стали певцами, сестра была пианисткой... Для меня музыка обернулась словами песни», – Как создавалась песня, М., 1967). Всего выпустил около 50 книг, куда вошли и несколько пьес, написанных в соавторстве с Е.Б.Успенской (Твое личное дело, 1953; Я тебя найду, 1957) и роман в стихах Мой друг Борис (1944).

Литературная слава Ошанина связана с его яркими, ритмически выразительными, отличающимися гибким, легким и ясным слогом и общезначимым содержанием текстами песен, на которые писали музыку лучшие отечественные композиторы (А.Г.Новиков, М.Г.Фрадкин, Э.С.Колмановский, А.Н.Пахмутова и др.). Критика, определяя место поэта в истории массовой песни 20 в., справедливо отмечала, что Ошанин гораздо менее, чем, например, поэт-песенник В.И.Лебедев-Кумач, связан с поэтикой фольклора, будучи в первую очередь публицистом, для которого слово не менее, а зачастую и более важно, чем мелодия. Освобожденный в связи со слабым зрением от службы в армии, поэт первые свои песни посвятил именно ей: Разведка (1940), вызванная событиями советско-финляндской войны, Дороги («Эх, дороги, пыль да туман...», 1945), ставшая одной из лучших песен о солдатах Великой Отечественной войны.

Гимн демократической молодежи мира (1947; композитор Новиков) Ошанин создал в период т.н. «холодной войны. Широкий отклик вызвала и другая песня Ошанина на эту же тему, задуманная как детская и ставшая своеобразной музыкальной эмблемой юности: «Солнечный круг, /Небо вокруг.../Это рисунок мальчишки. /Нарисовал он на листке/ /И подписал в уголке: /Пусть всегда будет солнце, /Пусть всегда будет небо, /Пусть всегда будет мама, /Пусть всегда буду я!»

Многие песни Ошанина бессюжетны, стремясь прежде всего сообщить слушателю с помощью страстных обращений, запоминающихся метафор или впечатляющих предметных деталей определенный эмоциональный настрой (Комсомольцы – беспокойные сердца, Красная гвоздика, обе на муз. А.И.Островского; Песня о тревожной молодости на муз. С.С.Туликова; Родина моя на муз. Новикова; все 1950–1960-е годы). Другой, «сюжетный» тип песен Ошанина вводит слушателя (читателя) в динамичное действие: «Ехал я из Берлина. /По дороге прямой, /На попутных машинах /Ехал с фронта домой» (Ехал я из Берлина, 1945). Близость к балладной лирике обнаруживает еще один ряд песен Ошанина, в т.ч. один из самых популярных его текстов – Течет Волга («Издалека долго течет река Волга...»). Как песенная, так и внепесенная лирика Ошанина с годами, не теряя задушевности и патетики, становится афористичнее и чеканнее (сборники Дети разных народов, 1950; Стихи о любви, 1957; Я и ты, 1962; Просто я работаю волшебником, 1966; Шел я сквозь вьюгу, 1970; Островитяне, 1972; Самолеты и соловьи, 1982, Осколки любви, 1992, и др.). Не случайно ряду поздних своих стихотворений, с импрессионистической подвижностью запечатлевающих ту или иную картину бытия, Ошанин дает название Мгновенье, Случай и т.п.

Умер Ошанин в Москве 1 января 1997.

 

Энциклопедия Кругосвет