Горшков Сергей Георгиевич

[р. 13(26).2.1910, Каменец-Подольск], Адмирал флота Советского Союза (1967), Герой Советского Союза (7.5.1965). Член КПСС с 1942. Родился в семье учителя. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1931), курсы командиров миноносцев (1937), курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии (1941). В 1931-32 служил на Черноморском, в 1932-39 на Тихоокеанском флотах. С 1939 командир бригады эсминцев, с 1940 командир бригады крейсеров на Черноморском флоте. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 участвовал в обороне Одессы, с октября 1941 командовал Азовской военной флотилией. С ноября 1942 заместитель командующего Новороссийским оборонительным районом, временно командовал 47-й армией, участвуя в обороне Кавказа. В 1943-44 командовал Азовской военной флотилией, успешно действовавшей при освобождении Таманского полуострова и Крыма, с апреля 1944 командующий Дунайской военной флотилией, участвовавшей в освобождении Украины, Румынии, Болгарии и Венгрии. С января 1945 командующий эскадрой Черноморского флота, в 1948-51 начальник штаба, в 1951-55 командующий Черноморским флотом. С июля 1955 по январь 1956 первый заместитель главнокомандующего ВМФ. С января 1956 главнокомандующий ВМФ и заместитель министра обороны СССР. С 1956 канд. в член ЦК КПСС, с 1961 член ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 4-8-го созывов. Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Ушакова 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, почётным оружием и медалями.

Большая советская энциклопедия

Сергей Георгиевич ГОРШКОВ

Горшкова Елена Сергеевна
Монаков Михаил Сергеевич

Флотоводец
В ночь на 22 сентября 1941 г. под Одессой, у селения Григорьевка был высажен первый черноморский десант, сыгравший выдающуюся роль в обороне города. Судьбу контрудара, возможно, решил случай, благодаря которому командиром высадки вопреки первоначальному плану был назначен самый молодой из флагманов Черноморского флота, командир бригады крейсеров С.Г. Горшков. Именно он взял на себя ответственность за дерзкое решение – начать высадку первого броска морского десанта, посадив морских пехотинцев на корабельные барказы и шлюпки, не дожидаясь запоздавших с выходом из базы более чем на час специальных десантно-высадочных средств.
В продолжение всей войны ему пришлось воевать и побеждать, действуя вопреки правилам, впрочем, не по своей воле, а потому что так трагически и непредсказуемо складывалась обстановка на южном фланге советско-германского фронта.
В конце декабря 1941 г. войска Южного фронта, Черноморский флот и Азовская флотилия провели Керченско-Феодосийскую десантную операцию.
Азовская флотилия под командованием контр-адмирала С.Г. Горшкова получила задачу произвести высадку десантов на северное побережье Керченского полуострова на участках в районе Ак-Моная мысов Зюк, Тархан, Хрони и Еникале.
Высадка производилась во время жестокого зимнего шторма при отсутствии в составе флотилии десантных кораблей и катеров специальной постройки, с подручных средств. Несмотря на это задача была выполнена. На берег занятый врагом было высажено около 5000 человек. Операция завершилось успешно.
В мае 1942 г. перед началом немецкого летнего наступления на юге Азовская флотилия имела в своем составе около сорока кораблей и катеров, в основном, переоборудованных из мобилизованных каботажных судов, тихоходных и слабо вооруженных. Им приходилось действовать в условиях господства на театре немецкой авиации. На море их основным противником были несколько десятков быстроходных десантных барж, приспособленных для действий в прибрежной полосе, с артиллерийским вооружением, превосходящим артиллерию большинства кораблей и катеров флотилии.
К середине августа 1942 г. в результате стремительного наступления немецких войск на кавказском направлении флотилия лишилась своих баз в Темрюке и Приморско-Ахтарской. Кораблям и катерам пришлось прорываться из Азовского моря в Новороссийск. Войдя в состав Новороссийского оборонительного района, корабли и морская пехота флотилии сыграли решающую роль в боях за этот город. Враг взял город, но был остановлен на его восточной окраине.
В феврале 1943 г. Азовская флотилия была сформирована вновь. И вновь во главе ее был поставлен контр-адмирал С.Г. Горшков.
В августе-сентябре 1943 г. флотилия содействовала войскам Южного фронта, действовавшим на северном побережье Азовского моря, высадив тактические десанты под Таганрогом, Мариуполем и Осипенко (Бердянском).
Флотилия участвовала в наиболее крупных десантных действиях наших армии и флота в годы Великой Отечественной войны в ходе Новороссийско-Таманской (9.9.-9.10.1942) и Керченско-Эльтигенскойопераций (31.10.-11.12.1942).
И вновь, вопреки возражениям флотского командования, сухопутные начальники требовали от моряков невозможного – производить высадку десантов на необорудованное побережье, не считаясь с неблагоприятными погодными условиями. Флот и десантники несли тяжелые потери, но задачи, в конечном итоге, решали успешно.
20 апреля 1944 г. Азовская флотилия прекратила существование. Ее личный состав и корабли вместе с командующим перешли в состав вновь созданной Дунайской военной флотилии.
24 августа 1944 г. корабли Дунайской флотилии высадили морские десанты в Жебриянах и Вилкове, взяв в плен более 2000 солдат и офицеров противника. Затем они прорвались в устье Дуная, овладели румынским портом Сулина и городом Тульча, где была захвачена часть румынских кораблей, а также рядом других придунайских городов и поселков.
После этого корабли флотилии, проводя траление мин, пошли с боями вверх по Дунаю, содействуя войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов.
В операции по освобождению Белграда, флотилия высадила десанты в районах Радуеваца и Прахово, участвовааи в боях за Будапешт, 1.12.1944 г., высадив десант в Герьен и обеспечив переправу войск 57 армии на правый берег Дуная.
Бои за венгерскую столицу стали последним сражением второй мировой войны, в котором С.Г. Горшков принял непосредственное участие. Еще до завершения боев за Будапешт он получил приказ следовать к новому месту службы, чтобы вступить в командование эскадрой кораблей Черноморского флота.
Военно-морской теоретик
Ни с чем не сравним личный вклад Сергея Георгиевича Горшкова в развитие теории военно-морского флота. К концу своей жизни он стал одним из наиболее авторитетных военно-морских теоретиков ХХ столетия.
В списке открытых научно-теоретических и публицистических трудов С.Г. Горшкова, изданных на русском языке, более 230 книг и статей.
Его эпоха в истории Российского флота стала периодом внедрения в теорию и практику строительства и применения ВМФ первых результатов научно-технической революции в военном деле – создания ядерного оружия, достижений в области ядерной энергетики, авиационной и ракетно-космической техники, радиоэлектроники, вычислительной техники, широкого применения в судостроении новых конструкционных материалов.
В это время происходил поиск новых типов и классов боевых кораблей, отвечавших новым задачам, появившимся в связи с глобальным противостоянием СССР и США и угрозой возникновения мировой ракетно-ядерной войны. Этот поиск осложнялся тем, что многим влиятельным политическим и военным деятелям казалось, что единственно возможный ответ на превосходство вероятного противника на море – это принципиальный отказ от строительства крупных надводных кораблей в пользу ускоренного развития подводных сил, и морской авиации.
Под сомнение было поставлено даже право на существование военно-морской науки, как самостоятельно раздела военно-теоретических знаний.
Сергей Георгиевич Горшков доказал самостоятельность системы научных знаний, образующих область военно-морской науки, обобщил сложившиеся к началу 1980-х годов взгляды на ее метод, задачи, структуру, основные категории, специфические и законы и принципы.
В его трудах впервые были представлены общие основы новых проблемных направлений военно-морской науки, таких как теория стратегического применения, теория управления и теория вооружения ВМФ. Единственной уступкой оппонентам стало согласие впредь называть военно-морскую науку «теорией Военно-Морского Флота».
Главным вкладом Сергея Георгиевича Горшкова и его школы в развитие теории отечественного военного искусства стала разработка новой системы морских операций Вооруженных Сил, в том числе, стратегической операции на океанском театре военных действий, операций по уничтожению ракетных подводных лодок противника, авианосных и других ударных корабельных группировок.
Особого упоминания заслуживает создание современной теории наиболее сложного вида морской операции – морской десантной операции.
Событием планетарного значения стал выход в свет концептуального научно-теоретического труда Сергея Георгиевича Горшкова «Морская мощь государства» - работы сразу занявшей место в одном ряду с классикой мировой военно-морской мысли – трудами А. Мэхэна, Ф. Коломба, Дж. Корбетта.
Эта монография стала первым отечественным исследованием, в котором поднимались проблемы геополитик, не признаваемой советской идеологией и официальной наукой.
В ней впервые раскрывалось содержание основных категорий и понятий, составляющих основы теории морской мощи государства, формулировались цели и задачи, лежащие в основе современной морской политики и морской доктрины Российской Федерации.


Создатель океанского флота

Тридцать лет во главе военного флота мировой державы – исторический факт достойный книги рекордов Гиннеса. Но в биографии Сергея Георгиевича Горшкова это не самое главное.
В число величайших военных деятелей всех времен и народов он вошел как создатель советского ракетно-ядерного флота, впервые в тысячелетней истории русской государственности, способного действовать на всем пространстве Мирового океана.
Значение этого события в истории нашей страны подчеркивает то, что государство пыталось создать такой флот, по крайней мере, четыре раза – в начале 1880-х, в канун первой и второй мировых войн и в конце 1940-х годов. Печальный исход всех этих попыток во многом предопределило то, что во главе морского ведомства не оказалось руководителей в полной мере отвечавших масштабам и сложности этой задачи.
В начале 1956 г., когда Сергей Георгиевич Горшков впервые вошел в кабинет Главнокомандующего ВМФ СССР в качестве его полноправного хозяина, высшее военно-политическое руководство страны не имело четкого представления о том, какие стратегические задачи может и должен решать флот в будущей войне.
Положение усугублялось тем, что командование армии и флота еще не освободилось от представлений, выработанных теорией и практикой военного дела в предыдущую историческую эпоху – до появления ракетного и ядерного оружия, а страна еще не имела науки, техники и промышленности, позволяющих создавать военные корабли всех классов.
В руководящих кругах СССР господствовало убеждение, что Советский Союз – страна континентальная, способная развиваться и защищаться, ограничив свою морскую деятельность акваториями прибрежных морей. Это убеждение искусно поддерживалось правящими кругами других великих держав, не заинтересованных в появлении новой силы, способной на равных с ними вести борьбу за свободный доступ к мировым торговым путям и стремительно сокращающимся природным ресурсам.
Как руководитель военно-морского ведомства Сергей Георгиевич Горшков должен был теоретически обосновать необходимость и возможность создания океанского ракетно-ядерного флота, способного решать все свойственные ему задачи в военное и мирное время.
При этом требовалось обеспечить по возможности гармоничное (сбалансированное) развитие ВМФ, чтобы количественно и качественно росли все рода сил и войск флота.
Титаническая работа, за которую взялся 45-летний адмирал, не могла быть выполнена без учета реальных возможностей страны - состояния ее науки, техники, экономики, уровня подготовки кадров и даже менталитета основной части активного населения.
За годы пребывания Сергея Георгиевича Горшкова в должности Главкома ВМФ СССР под его руководством было разработано шесть кораблестроительных программ (утвержденных ЦК КПСС и Советом Министров СССР 25.8.1956, 3.12.1958, 24.12.1963, 10.8.1964, 1.9.1969, 26.3.1980).
В боевой состав Советского флота вошли 453 подводные лодки, в том числе, 192 атомные – более половины из общего числа атомных подлодок, построенных всеми морскими державами за этот период!
Кроме того, было построено 2380 боевых кораблей и катеров, 1100 кораблей и судов обеспечения.
Состав морской авиации пополнился 2941 летательным аппаратом (1976 самолетов и 965 вертолетов).
В те же годы для управления этими силами были созданы глобальные системы связи и навигации, система командных пунктов, оборудованных АСУ и системами жизнеобеспечения, позволяющими им устойчиво функционировать в повседневном режиме и в условиях применения оружия массового поражения.
Частично была решена задача обеспечения временного базирования сил флота, развернутых в Мировом океане. Кроме специально оборудованных судов, составивших основу его плавучего тыла, ВМФ приобрел пункты материально-технического обслуживания (по существу – иностранные военные базы в Средиземном и Южно-Китайском морях, в Индийском океане и Восточной Атлантике).
В результате тридцатилетней деятельности Сергея Георгиевича Горшкова на посту Главнокомандующего ВМФ были созданы:
* морские стратегические ядерные силы (МСЯС), предназначенные для обеспечения стратегического ядерного сдерживания в мирное время, а во время войны для уничтожения военно-экономического потенциала, систем государственного и военного управления противника;
* морские силы общего назначения (МСОН), в мирное время способные защищать национально-государственные интересы страны на всем пространстве Мирового океана, а в военное время решать задачи по уничтожению морских носителей ядерного оружия, поддержке группировок Вооруженных Сил, действующих на приморских направлениях, нарушению океанско-морских коммуникаций противника, обороне своих морских коммуникаций.
К середине 1980-х годов ракетно-ядерный потенциал, развернутый в море, по сравнению с концом 1960-х годов, повысился более чем в 200 раз, дальность стрельбы ракетами увеличилась в 50 раз, число дальних походов, совершаемых за год многоцелевыми подводными лодками, возросло в 20 раз, надводными кораблями - в 10 раз. Более чем в 120 раз увеличились количество подаваемых кораблям в море запасов материальных средств.
В 1985 г. боевую службу в оперативно важных районах Мирового океана несли ежедневно около 160 боевых кораблей и судов обеспечения (в том числе до 40 подводных лодок), а военно-воздушными силами флотов было совершено более 4500 самолетовылетов в океанские зоны.