Трибуц Владимир Филиппович

[р. 15(28).7.1900, Петербург], советский военачальник, адмирал (1943), доктор исторических наук (1972). Член КПСС с 1928. На флоте с февраля 1918. Участвовал в Гражданской войне 1918-20 в составе Астраханской и Волжско-Каспийской флотилий и морских сил Каспийского моря. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1926) и Военно-морскую академию (1932). В 1926-1929 и 1932-36 служил на боевых кораблях Краснознамённого Балтийского флота. В феврале 1938-апреле 1939 начальник штаба Балтийского флота. С апреля 1939 по 1947 командовал Балтийским флотом, успешно руководя его действиями во время Великой Отечественной войны 1941-45 на морских сообщениях при обороне Таллина, Моонзундских островов, Ханко, Ленинграда, прорыве блокады Ленинграда и освобождении Прибалтики. В 1947-48 заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам; затем на руководящих должностях в ВМФ и министерстве обороны СССР. С февраля 1961 в отставке.
Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й степени, орденом Нахимова 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также медалями.

Большая советская энциклопедия

Владимир Филиппович ТРИБУЦ

Владимир Филиппович Трибуц родился в Санкт-Петербурге 15(28) июля 1900 года. Его предки – крепостные крестьяне из Минской губернии. По капризу барина многие в деревне носили немеццкую фамилию Трибуц. После отмены крепостного права из нищей деревни они перебрались в Петербург. Но и здесь они жили бедно.
Когда В.Ф.Трибуц окончил трехклассную школу, родители, с трудом насобирав денег, отдали его учиться в Петровское высшее начальное четырехклассное училище. Позанимавшись в нем три года, он поступил в военно-фельдшерскую школу, где были бесплатными питание и обмундирование. Ее он закончил вскоре после Октябрьской революции. В декабре 1917 года В.Ф.Трибуц был назначен в госпиталь в Петрограде младшим лекарским помощником, а в начале 1918 года он добровольно вступил в Красную Гвардию. В ее составе он участвовал в боях с немецкими войсками под Нарвой.
В годы Гражданской войны В.Ф.Трибуц служил в первом Северном летучем отряде революционных моряков Балтики. В мае 1918 года он участвовал в боях под Астраханью.
По приказу В.И.Ленина в 1919 году для усиления обороны южных границ на Каспий были переброшены корабли с Балтики. Миноносцем «Деятельный» тогда командовал И.С.Исаков. На этот корабль в составе пополнения и прибыл В.Ф.Трибуц. В составе экипажа эсминца, а затем канонерской лодки «Ленин», он участвовал в боях за освобождение Баку, Махачкалы, Энзели.
После окончания Гражданской войны В.Ф.Трибуц был направлен на учебу в военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. После его окончания в 1926 году он служил командиром взвода в Балтийском флотском экипаже, затем был назначен на линейный корабль «Парижская коммуна» командиром башни главного калибра. В 1929 году он стал вторым помощником командира корабля и старшим вахтенным начальником. В том же году корабль совершил переход с Балтики на Черное море. За этот поход В.Ф.Трибуц получил именной пистолет системы Маузера с прикрепленной к нему серебряной пластинкой: «Стойкому защитнику пролетарской революции т. Трибуцу В.Ф. от РВС СССР».
Вскоре он перешел на другой линкор – «Марат», после чего В.Ф.Трибуцу был доверен самостоятельный пост – командиром эсминца «Яков Свердлов». И в том же 1929 году он был направлен на учебу в Военно-морскую академию имени К.Е.Ворошилова, которую окончил в 1932 году. В 1936 году В.Ф.Трибуц расстается с эсминцем и переходит на должность начальника отдела штаба Краснознаменного Балтийского флота. В феврале 1938 года он стал начальником этого штаба. А в апреле 1939 года он был назначен командующим Краснознаменным Балтийским флотом. Было ему тогда 38 лет.
В мае 1941 года В.Ф.Трибуц принял решение о переводе крейсеров, эсминцев и большей части подводных лодок из Либавы в более оснащенную средствами противовоздушной обороны Ригу, а из Таллина в Кронштадт – линкора «Марат» и минного заградителя «Ока».
21 июня 1941 года командующий Краснознаменным Балтийским флотом в 20 часов по телефону получил приказ наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова о переводе флота в состояние боевой готовности.
22 июня 1941 года вице-адмирал В.Ф.Трибуц находился в береговом флагманском командном пункте Краснознаменного Балтийского флота, оборудованном неподалеку от Таллина в бетонном каземате батареи, сохранившейся со времен Первой мировой войны. Здесь его встретило сообщение о начале Великой Отечественной войны и о том, что ближайшие к границе базы флота подверглись нападению. В начале шестого часа 22 июня все соединения, подчиненные В.Ф.Трибуцу, получили приказ об отражении нападения противника силой оружия. В тот же день начались постановка мин в устье Финского залива и развертывание кораблей для действий на коммуникациях противника.
Готовившийся к наступательным действиям флот теперь должен был обороняться, осуществлять поддержку сухопутным войскам. Однако и наступательные действия были не чужды. 23 июня авиация флота нанесла мощный удар по немецкому порту Мемель, 25 июня были совершены налеты на 19 аэродромов в Финляндии и Норвегии, на которых базировался 5-й воздушный флот Люфтваффе.
В то же время Краснознаменный Балтийский флот активно участвовал в создании укрепленных рубежей в районах крупных военно-морских баз, стратегических островных архипелагов. Так были усилены оборонительные линии в районах Таллина, полуострова Ханко, на Моонзундских островах. Помимо этого флот активно помогал обороняющимся фронтам людскими ресурсами за счет формирования отдельных частей и соединений морской пехоты. Имея перед войной лишь одну особую бригаду морской пехоты, в течение нее были созданы еще 8 бригад, 4 полка и более 40 отдельных батальонов и рот морской пехоты. Все они находились под командованием В.Ф.Трибуца, однако передавались в оперативное подчинение командующим сухопутными соединениями.
Командующий флотом не засиживался на месте, постоянно посещая соединения. Так, например, 10 июля 1941 года В.Ф.Трибуц вместе с начальником тыла флота генерал-майором М.И.Москаленко на торпедных катерах прибыли на полуостров Ханко. Ознакомившись с обстановкой, В.Ф.Трибуц поставил гарнизону задачу, по развертыванию наступательных действий с целью отвлечения как можно большего количества войск противника от Ленинграда. По приказу командующего гарнизону базы были дополнительно приданы артиллерийская батарея, подошли корабли поддержки, налажена постоянная доставка боеприпасов и продовольствия. Морские десанты с полуострова захватили несколько островов в прилегающей зоне, что вынудило командование противника оттянуть на борьбу с гарнизоном Ханко более двух дивизий.
По инициативе В.Ф.Трибуца на морских коммуникациях противника начали применять комбинированные удары с воздуха и с моря, использую бомбардировщики, торпедные катера и эсминцы. Особенно успешно они применялись против конвоев, поставлявших немецким войскам топливо по морю к району Риги.
Краснознаменный Балтийский флот под командованием В.Ф.Трибуца не только оборонял свою территорию, но и наносил удары по территории противника. Командующий флота был активным участником разработки плана нанесения бомбового удара по Берлину. В ночь на 8 августа 1941 года 15 дальних бомбардировщиков с острова Эзель (Сааремаа), что в группе Моонзундских островов, взяли курс на столицу Германии. Операция была выполнена успешно. Подобные вылеты повторялись вплоть до 4 сентября 1941 года. В общей сложности на Берлин было сброшено 300 бомб.
Однако основные события происходили на континентальной части фронта. Флот потерял несколько баз в Прибалтике, его силы с трудом сдерживали наступавшего на Таллин противника. Руководившей обороной города В.Ф.Трибуц понимал, что город не удержать, но оттянуть на себя некоторые силы немецких войск возможно. Как только можно было войска держались, но к концу августа истощились резервы, противник ворвался в город. Положение советских войск стало отчаянным и на кораблях флота они были эвакуированы в Кронштадт и Ленинград.
Это было нелегким испытанием для всего Краснознаменного Балтийского флота и его командующего в частности. Нужно было организовать прохождение кораблей по трехсоткилометровому коридору, усеянному минами, по Финскому заливу, который простреливался противником с обоих берегов, подвергавшийся рейдам торпедных катеров, подводных лодок, бомбардировщиков. Авиация флота, перебазировавшаяся под Ленинград, не могла прикрыть корабли на самом опасном участке прорыва – от Таллина до острова Гогланд ввиду ограниченности радиуса действия истребителей.
Флот, помимо людей, вывозил с собой самое ценно оборудование, запасные части для механизмов кораблей, сталь, цветные металлы, электрооборудование, провода, что позволило в дальнейшем почти два года ремонтировать корабли без завоза технического имущества в Ленинград из тыла страны.
Командующий перевел командный пункт на крейсер «Киров». По решению В.Ф.Трибуца из боевых кораблей были созданы три отряда: главные силы, отряд прикрытия и арьергард. Корабли не просто уходили в тыловую базу, но и охраняли транспорты. В 12 часов 28 августа 1941 года они начали свой путь. Если борьба с береговыми батареями и авиацией противника велась на равных, то с минами дело обстояло хуже. Прикрывавший слева «Киров» флагманский эсминец «Яков Свердлов» подорвался на мине и затонул, на эсминце «Гордом» бились с заливавшей его водой, с пожаром боролся «Казахстан», на борту которого было пять тысяч человек. За три часа движения на минах подорвалось три миноносца, несколько транспортов ушло на дно.
В.Ф.Трибуц, вопреки всем уставам и распоряжениям, останавливает караван и корабли начали спасению людей. Двенадцать тысяч человек подняли из воды и перевезли на остров Гогланд корабли только спасательного отряда, которому в первую очередь поручалось оказывать помощь терпящим бедствие.
С рассветом 29 августа флот двинулся вперед. Суммарно пройдя за 28-29 августа 60 миль, караван достиг зоны действия истребительной авиации флота. К 17 часам главные силы прибыли в Кронштадт.
Отдых оказался коротким. Все силы флота были направлены на борьбу с наступавшими на Ленинград немецкими войсками. Половина личного состава кораблей была снята с них и преобразована в морскую пехоту. На самих судах остались, в основном, артиллерийские расчеты. Поддерживала оборонявшихся и авиация флота.
Командующий флотом в новой для себя обстановке проявил незаурядное мастерство. Подчиненные ему силы действовали четко и слаженно, способствуя главному – защите города на Неве. Но и без потерь не обошлось. 23 сентября 1941 года был поврежден крупнейший на Краснознаменном Балтийском флоте корабль – линкор «Марат», поврежден и сел на грунт лидер «Минск», две бомбы попали в крейсер «Киров», затонули подводная лодка М-74, буксир и транспорт. Но противнику снова не удалось достичь главной цели — расправиться с основными силами флота.
Ленинградский фронт требовал еще людей для пополнения частей фронта. Взять их было не откуда. Еще продолжалась оборона военно-морской базы на полуострове Ханко, гарнизон которой нуждался в постоянном пополнении горючим, продовольствием, боеприпасами. Но у флота этого и так не хватало, а в условиях установившейся блокады положение ухудшалось с каждым днем.
Вскоре пришло указание Ставки об эвакуации гарнизона Ханко. Ее осуществление проводилось в чрезвычайно сложных условиях, однако с 26 октября по 2 декабря с Ханко сумели уйти девять конвоев. Они доставили в Ленинград более 22 тыс. человек с вооружением, техникой и продовольствием.
Зимой 1941-42 годов Краснознаменный Балтийский флот готовился к весенне-летней кампании на море. Ремонтировались по возможности корабли, пополнялись экипажи людьми, вернувшимися из окопов на корабли, проводилось обучение новичков.
В.Ф.Трибуц готовился предстоящим летом активно использовать подводные лодки для атак на конвои противника. Они должны были выйти в открытое море тремя эшелонами. В начале июня 1942 года в плавание вышла подводная лодка Щ-304. В течение трех суток корабль под командованием капитана 3-го ранга Я.П.Афанасьева прошел четыре линии минных заграждений, передал по радио разведывательные данные и, торпедировав крупный транспорт, открыл счет балтийских подводников в 1942 году. За этой победой последовали и другие, не позволившие противнику получить некоторые подкрепления по морю. Командующий флотом был доволен. Подводные корабли показали себя как мощный род сил флота, способный вести самостоятельные боевые действия с длительным отрывом от баз.
Готовя выход второго эшелона подводных кораблей, В.Ф.Трибуц решил расширить район действий и на север, и на юг Балтийского моря. Было разработано несколько вариантов перехода и возвращения кораблей. Все это в совокупности позволило подводным лодкам действовать не только в районе Финского залива, но и достигать побережья Германии, атаковать не только транспортные, но и военные корабли.
Третий эшелон подводных лодок еще больше расширил диапазон их действия на Балтике, доведя счет до 60 транспортов и нескольких боевых кораблей противника, отправленных ко дну. Немецкое командование было вынуждено усилить охрану конвоев с привлечением дополнительных сил Кригсмарине и Люфтваффе.
Тем временем на Краснознаменный Балтийский флот и его командующего легла задача по организации снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру. Строились новые причалы, пирсы, большое количество барж. К осени 1942 году удалось пополнить склады продовольствием, что позволило бы не повториться такому же голоду, какой испытывали жители города и войска зимой 1941-42 годов.
После январского успеха советских войск во период проведения операции «Искра» снабжение города, а соответственно и флота несколько улучшилось. Последний продолжал выполнять поставленные задачи, поддерживал сухопутные соединения, участвовал в высадке тактических десантов.
Осенью 1943 года вопрос уже пошел об окончательном снятие блокады Ленинграда. Перед адмиралом В.Ф.Трибуцем была поставлена задача по переброске на Ораниенбаумский плацдарм 2-й ударной армии. Дело это было очень сложным: сроки сжатые, фарватеры мелководные, высадочных средств мало, места погрузки, выгрузки и перехода противник может обстреливать. Перевозки командующий флотом решил производить по ночам, а если из-за ледовой обстановки будут задержаны до рассвета, то применять дымы для подавления противника, держать в готовности артиллерию, авиацию, наиболее крупные караваны судов сопровождать боевыми кораблями. С 5 ноября начались ночные перевозки войск. Людей в Ораниенбаум доставляли из Лисьего Носа, технику, пока не образовался толстый лед, – из Ленинграда. В.Ф.Трибуц часто бывал на командном пункте, откуда шло руководство транспортной операцией. Всего в ноябре и декабре в сложнейших условиях на Ораниенбаумский плацдарм была переброшена 2-я ударная армия – свыше 50 тыс. человек, 800 орудий и минометов, 200 танков и бронемашин, 2 тыс. автомобилей, 25 тыс. тонн боезапаса и других грузов, а также дивизион железнодорожной артиллерии – восемь транспортеров тяжелых орудий, три паровоза с тендерами и 27 железнодорожных вагонов.
В период операции по снятию блокады Ленинграда флоту предстояло содействовать сухопутным войскам в разрушении узлов обороны противника, взаимодействие с войсками и их авиационная поддержка. На флоте было создано пять ударных артиллерийских групп. Дальнобойные морские орудия нацеливались не только на первую, но и на вторую линию немецкой обороны. Ряд кораблей и железнодорожных батарей перебазировались поближе к линии фронта.
В начавшейся Ленинградско-Новгородской операции артиллерия и авиация флота сыграли очень важное значение. На побережье Финского залива противник был разбит, а советские войска были остановлены лишь в районе Нарвы. Активная десантная деятельность флота не позволила немецким войскам усилить основной фронт обороны свежими резервами.
Активно Краснознаменный Балтийский флот поддерживал наступающие сухопутные войска и в Выборгско-Петрозаводской операции. Во время артиллерийской подготовки орудия флота 156 раз открывала огонь по противнику. Десять часов бушевал огненный шторм, поднятый крупнокалиберными орудиями линкора «Октябрьская революция», крейсеров «Киров», «Максим Горький» и другими кораблями. Наносили удары морские летчики, железнодорожная артиллерия. Сухопутные войска двух наступающих армий заняли многие важные опорные пункты, прорвали с ходу линию Маннергейма и 20 июня овладели Выборгом.
Краснознаменный Балтийский флот провел крупную десантную операцию в районе Бьеркского архипелага, который не давал возможности кораблям свободно проходить в Ленинград. Под общим руководством В.Ф.Трибуца флот постепенно остров за островом захватил все острова архипелага, открыв тем самым свободный доступ кораблям к глубоководному фарватеру и островам Выборгского пролива.
Занятие этих островов началось неудачно: десант был вынужден эвакуироваться из-за недостаточной поддержки с воздуха и артиллерии. Ошибки были учтены и под непосредственным командованием В.Ф.Трибуца соединения флота и приданные им стрелковые соединения заняли острова в Выборгском проливе.
Все это время тральщики флота решали задачи по разминированию гогландской зоны, где немецкий и финский флоты создали достаточно обширную по территории и по протяженности минную защиту. За навигацию только в Нарвском заливе было уничтожено свыше тысячи мин. Операция по прорыву вражеской минной позиции позволила обеспечить безопасность наших коммуникаций и боевую деятельность кораблей в Балтийском море.
Активизировались и немецкие подводные лодки. Теперь на их вооружении появились новые самонаводящиеся торпеды T-5 с электромагнитным взрывателем. Они атаковали малые корабли класса сторожевых кораблей, испытывая новый вид вооружения. Морякам флота удалось с потопленной на мелководье подводной лодки снять две из них для изучения.
Соединения под руководством В.Ф.Трибуца продолжали оказывать поддержку сухопутным войскам. Созданная за счет сил и средств флота Чудская военная флотилия перебросила соединения 2-й ударной армии на западный берег острова, способствовала тем самым скорейшему освобождению Таллина.
В сентябре – октябре 1944 года 8-я армия Ленинградского фронта при непосредственной поддержке Краснознаменного Балтийского флота и его морской пехоты освободила острова Моонзундского архипелага. Тем самым флот получил возможность контролировать коммуникации противника и действовать на них. Особо примечателен факт потопления 30 января 1945 года транспорта «Вильгельм Густлов» подводной лодкой С-13 под командованием капитана 3-го ранга А.И.Маринеско. А через несколько дней еще и военный транспорт «Генерал Штойбен». Всего экипаж лодки уничтожил до 10 тыс. солдат противника, что соизмеримо с его пехотной дивизией.
В течение 1945 года соединения под командованием В.Ф.Трибуца оказывали помощь при взятии таких укрепленных пунктов, как Мемель, Кенигсберг, Пиллау, датский остров Борнхольм.
В течение всей войны Краснознаменный Балтийский флот с честью решал поставленные перед ним стратегические и оперативные задачи, являлся надежным щитом, прикрывавшим с моря один из наиболее ответственных участков советско-германского фронта.
В.Ф.Трибуц командовал Краснознаменным Балтийским флотом до мая 1947 года. Затем был заместителем главнокомандующего войск Дальнего Востока по ВМС, с 1949 года – начальником Гидрографического управления Военно-Морских Сил. В 1951 году В.Ф.Трибуц перешел на преподавательскую работу на должность начальника кафедры и факультета Военной академии Генштаба имени К.Е.Ворошилова. С 1957 по 1960 годы он работал адмирал-инспектором инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.
После ухода в отставку в 1961 году В.Ф.Трибуц руководил одним из секторов Всесоюзного института научной и технической информации. В 1972 году он стал доктором исторических паук, активно вел общественную работу. Его перу принадлежит более 200 статей и четыре книги.
Скончался В.Ф.Трибуц 30 августа 1977 года. После себя он оставил воспоминания «Балтийцы вступают в бой» и «Балтийцы наступают».
За время службы он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова 1-й степени, орденом Нахимова 1-й степени, орденом Красной Звезды, многими медалями.

Маршалы Советского Союза: личные дела рассказывают: М., 1996