«Маленькая история судьбы большого человека»


Если меня спросят, какой музей я больше всего люблю посещать, я, не раздумывая, отвечу: музей Ульяновского автомобильного завода. Почему такой странный выбор? Всё очень просто. Именно в этом музее хранятся материалы о Салатове Викторе Арсентьевиче-моем дедушке…
Его судьба значима не только для меня и моей семьи и даже для истории автозавода, она важна для истории  всей страны. Потому что в ней отражается подвиг тысяч простых людей, тружеников тыла, которые своим трудом приблизили Великую Победу 45-го года.
19 января 1927 года в одном из отделений Московского родильного дома Краснопресненского района на свет появился крепкий малыш. Отец, Салатов Арсентий Кузьмич, рабочий-кузнец автомобильного завода МАО, был рад появлению в семье третьего ребенка. Родители выбрали звучное имя Виктор, что в переводе с латинского означает “ победитель ”. Кто знает, может быть, именно это помогало моему деду в дальнейшей жизни.
Детство его проходило в пролетарском районе на улице Малой Грузинской. Мать, Александра Владимировна, не работала, так как приходилось заниматься детьми, а их было без малого пять: Валентина, Александр, Виктор, Анатолий, Вячеслав. Но в 1932-ом году вся семья переезжает в район автозавода: отцу семейства выдали квартиру по месту работы. В 34-ом году мой дедушка пошел в школу. Здесь-то он и получил те навыки, которые помогали ему идти по жизни. Как он вспоминает, уже тогда время было неспокойное, все больше чувствовалась витающая в воздухе угроза войны. Для учащихся средних классов в школах организовывались кружки исследования газов, кружки ГТО,  девизом которых были слова: “ Готов к труду и обороне”.
Сдав 4 июня 1941 года итоговые экзамены, дедушка мечтал о том, чтобы продолжить обучение в Артиллерийском училище. В субботу 21-го июня отец взял Виктора вместе со старшим братом Александром на рыбалку. Они сели на ЗИС-5 и поехали в Подмосковье, на Истринское водохранилище. Ловили на удочки, но воскресным утром клевало почему-то плохо. Однако это не мешало наслаждаться красотой и спокойствием природы. И только в два часа дня мужики с пристани сообщили страшную весть - началась война! Все стали спешно собираться. Подъезжая к Москве, дедушка заметил, что город изменился до неузнаваемости: на улицах много людей в военной форме, в кустах стоят “ зенитки ”…но главное-люди! Мертвенная сосредоточенность была на их лицах.
Мать вместе с младшими детьми была отправлена в эвакуацию в Рязанскую деревушку. Отец и двое старших детей остались в Москве работать на автозаводе. Будучи в эвакуации в июле-августе 1941-го года, никто не сидел без дела. Все понимали острую необходимость в поддержке страны и тех, кто воюет на фронте. Александра Владимировна целыми днями работала в поле, дети помогали косить сено. Именно тогда мой дед принял первое в своей жизни взрослое решение: “ Нам здесь тяжело, и им в Москве тяжело. Нужно возвращаться!” В сентябре Арсентий Кузьмич взял газогенераторный ЗИС и поехал за семьей. Возвращение выдалось тяжелым: ночью загорелся газ в машине, которую удалось с трудом потушить. Подъезжая к Москве, они видели зарево - фашистский летчик бомбил спящий город.
Каждый день в городе звучала тревога. В это время все подростки двора собирались вместе и проверяли, в каждой ли квартире закрыты окна. Затем они собирались на чердаке и наблюдали за немецкими самолетами. Нередко на крыши домов вражеские летчики сбрасывали бомбы - “зажигалочки ”, тогда ребята выбегали из укрытия и сбрасывали их на землю. Такие поступки подростков были привычным делом и не считались героизмом. Естественно, что о продолжении  учебы Виктору пришлось забыть.
1 октября 1941 года старшая сестра Валентина устроила моего деда на завод, в инструментальный цех, участок мерительного инструмента. Ему было всего 15 лет! Вместе с технологом участка Сурковым дед осваивал станок-пантограф. Все свободное время отдавалось работе. Рядом с домом находилась недостроенная станция метро, переделанная под бомбоубежище. Каждый вечер, примерно в 7 часов, люди, взяв собранные рюкзаки, шли туда, а утром возвращались домой, и шли на работу.  16 октября 1941 года состоялось партийное собрание завода. Все ждали решения Государственного политкомитета обороны. Директор завода Иван Алексеевич Лихачев объявил: “ Завод перебирается в глубь страны ”. Только смертельная угроза, нависшая над Москвой первой военной осенью, могла заставить пойти на рассредоточение по нескольким городам такого огромного по масштабам и сложного по технологиям массового производства автомобилестроения! Четыре города были назначены конечными пунктами: Челябинск, Миасс, Шадринск, Ульяновск. Покидая завод, готовились и к самому худшему: в случае вражеского прорыва последними покидает автозавод группа подрывников.
В Ульяновск отправились на ЗИС-5. Ехали около двух недель. Сбор в Ульяновске был проведен во Дворце культуры. Стало ясно: город переполнен беженцами и эвакуированными. Нужно было расселять людей, кормить их. Но Арсентию Кузьмичу повезло: нашли дом по улице Шевченко,43. Там жил гончар. Зима 41-42-го годов была очень холодной, дети спасались на печке. Время было трудное, голодное, часто недоедали, недосыпали. Но работа по монтажу завода не останавливалась ни на минуту. Всем основным цехам предстояло разместиться в складах Государственного таможенного управления, заполненных тяжелыми слитками сплавов. Забыв на время о своей основной профессии, мой дедушка осваивал две самые необходимые тогда профессии: грузчика и такелажника. Необходимо было разгружать склады и устанавливать прибывающее из Москвы оборудование. Еще одной проблемой было отсутствие электроэнергии. Её решением стало начало строительства в 1943 году ТЕЦ - “ сердца   города ”. Работы было много, но все понимали: от их стараний зависит исход войны, работали в 2-3 смены, каждая из которых длилась по 15 часов. Мой дед никогда не отказывался ни от какой работы. Сначала он был разнорабочим в ремонтно-строительном цехе, потом  стал слесарем- лекальщиком, а затем самостоятельно! освоил профессию шлифовщика. За работу в годы войны награжден медалью " За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945"!
Слушая рассказ дедушки о военных годах, я поражаюсь тому, что он никогда не жалуется и не говорит об этом как о чем-то выдающемся. Для него,16-летнего паренька, было естественным работать по 15 часов в сутки! Дед не воспринимает это как геройство, а для меня он-герой!
Победу 45-го года он встретил в цеху, на рабочем месте. Закончилась тяжелая война, и началась для 19-летнего Виктора Арсентьевича мирная жизнь, полная новых надежд и открытий, забот и трудов.
Высокой награды Родины- звания Героя Социалистического Труда и ордена Ленина - он был удостоен в августе 1966 года. За особые заслуги при выполнении заданий семилетнего плана, активное участие в создании конструкций и организаций массового производства новых машин, достижение высоких производственных показателей.
Как профессионал высочайшего класса и душевный, отзывчивый человек, интеллигент в рабочей форме он с удовольствием занимался наставничеством, за что ему было присвоено  звание" Лучший наставник автозавода".
Делегат съезда профсоюза, член областного комитета  народного контроля - вот далеко не полный перечень общественной работы, которую вел мой дед. Ко всем заседаниям он готовился очень тщательно и добросовестно. На автозаводе он встретил свою жену- Маргариту Михайловну, с которой они живут душа в душу уже 57 лет.  Моя бабушка тоже ветеран труда УАЗ и МАП, работала контролером в цехе №5 .     
Автозавод для моего деда стал вторым домом, частью его судьбы. Здесь он жил полной насыщенной жизнью, обрел личное счастье, друзей, сюда шел за помощью и сам помогал другим.
На Московском шоссе, в неприметном доме находится музей Ульяновского автомобильного завода. Посетите его! И Вам откроются удивительные истории замечательных людей, внесших огромный вклад в историю нашего города и нашей страны.


Салатова Александра, обучающаяся 11 класса МОУ Гимназии №33 г.Ульяновска.